Финтех-сервис CarMoney изучил структуру автозалогов по итогам 9 месяцев 2023 года
Каждый десятый автомобиль, выступающий в качестве обеспечения по автозаймам, оказался марки Hyundai. Об этом свидетельствуют данные исследования сервиса автозаймов CarMoney. Год назад наиболее часто в этом качестве выступали автомобили KIA. В целом в последний год, по мере насыщения российского авторынка автомобилями Lada и китайскими марками, растёт и их доля в общем числе передаваемых под залог автомобилей. Доли европейских, японских и американских машин в общем объёме залогового портфеля снижается.
В 2023 году наиболее популярным обеспечением по автозаймам оказались автомобили Hyundai. Они потеснили прежнего лидера KIA, однако вместе две корейские марки всё ещё составляют около 18% в общем числе автозалогов в России. Об этом говорится в исследовании финтех-сервиса CarMoney, ведущего оператора на российском рынке автозаймов. Компания проанализировала данные о более 15 тыс. автозалогов, что составляет более половины всех займов, которые брали россияне под залог автомобилей за 9 месяцев 2023 года, а также за аналогичный период годом ранее.
Доля марки Hyundai незначительно выросла с 9,2% до 9,8% от общего числа залоговых автомобилей. Доля KIA упала с 9,9% до 8,1%. Остальные места в топ-5 рейтинга, как и год назад удерживают Ford (6,5% в 2023 против 7,3% год назад), VW (6,3% против 6,9%, соответственно) и Toyota (6,1% против 6,6%). Российская Lada (с долей рынка 6,1% против 5,6% год назад) поднялась с 7-го места на 6-е в рейтинге, потеснив Nissan, на фоне её доминирования в продажах на российском авторынке весь последний год. Позиции остальных автобрендов (Renault, Chevrolet и Skoda) в топ-10 рейтинга не изменились. Места с 11-го по 15-е в рейтинге самых закладываемых автомобилей стабильно занимают Mazda, Opel, Mercedes-Benz, Mitsubishi и BMW.
Интересные изменения произошли за пределами топ-15 рейтинга, который по сути отражает сложившуюся за долгие годы структуру российского автопарка. Стремительно увеличивается число закладываемых автомобилей и спецтехники китайских марок (рост этой категории составил на +33,2%, год к году) по мере их активного проникновения на российский авторынок. По итогам 9 месяцев 2023 года, доля закладываемых автомобилей из Китая достигла 3,3% (против 2,3% год назад) от общего количества автозаймов в России. Второй год подряд растёт доля российских автомобилей: если год назад она составляла 7,3%, то в 2023 году доля отечественных марок достигла 8,0%. Среди закладываемых машин в небольшом количестве появились иранская (IRAN KHODRO) и узбекская (RAVON) марки. Несмотря на то, что по общему количеству европейские, японские и американские автомобили лидируют в рейтинге, их доля снижается под напором новых азиатских брендов.
В целом, структура российского автопарка меняется, а вслед за ним и структура залогового портфеля. «На фоне того, что российские и китайские марки доминировали весь последний год в продажах новых автомобилей, растёт и их доля среди машин, передаваемых в залог, – говорит Анна Калугина, генеральный директор финтех-сервиса CarMoney. – Напомним, что впервые китайские автомобили появились в портфеле CarMoney в начале 2022 года. Доли прежних лидеров авторынка — автобрендов из Кореи, Японии и США – в залоговом портфеле компаний, предоставляющих автозаймы, снижаются после ухода большинства из них с российского рынка. Вместе с тем, мы наблюдаем увеличение средней стоимости передаваемых в залог автомобилей. Сказался дефицит новых автомобилей на рынке. В отличие от новых автомобилей, цены на подержанные машины росли не быстрее средней инфляции по стране». В среднем по всей выборке залоговых автомобилей их стоимость выросла на 5% год к году. В меньшей степени подорожали традиционные иностранные автобренды. Залоговый парк подержанных российских и китайских машин вырос в цене сильнее – на 12,2% и 18,8%, соответственно.
Рейтинг залоговых автомобилей по маркам за 9 месяцев 2023 года
Марка автомобиля | Место по числу автозаймов, 9М2023 | Доля в общем числе автозаймов за 9М2023, % | Место за 9М2022 | Доля за 9М2022, % |
Hyundai | 1 | 9,8% | 2 | 9,2% |
KIA | 2 | 8,1% | 1 | 9,9% |
FORD | 3 | 6,5% | 3 | 7,3% |
VOLKSWAGEN | 4 | 6,3% | 4 | 6,9% |
TOYOTA | 5 | 6,1% | 5 | 6,6% |
LADA | 6 | 6.1% | 7 | 5,7% |
NISSAN | 7 | 5,5% | 6 | 6,1% |
RENAULT | 8 | 5,2% | 8 | 5,2% |
CHEVROLET | 9 | 5,0% | 9 | 5,2% |
SKODA | 10 | 3,7% | 10 | 3,6% |
MAZDA | 11 | 3,6% | 13 | 3,1% |
OPEL | 13 | 3,5% | 12 | 3,2% |
MERCEDES-BENZ | 12 | 3,3% | 15 | 3,0% |
MITSUBISHI | 14 | 3,2% | 11 | 3,3% |
BMW | 15 | 2,5% | 14 | 3,1% |
Рейтинг залоговых автомобилей по происхождению за 9 месяцев 2023 года
Регион (страна) происхождения | Доля в общем числе автозаймов, % | Доля за 9М2022, % | Средний возраст | Средний возраст, 9М2022 | Средняя залоговая стоимость, тыс. руб. | Средняя залоговая стоимость за 9М2022, тыс. руб. |
Европа | 29,3% | 29,2% | 12 лет | 11 лет | 1 045 | 1 031 |
Япония | 24,8% | 25,0% | 12 лет 9 мес. | 12 лет 7 мес. | 972 | 943 |
Южная Корея | 18,6% | 19,6% | 10 лет 8 мес. | 9 лет 4 мес. | 923 | 844 |
США | 15,8% | 16,3% | 13 лет 10 мес. | 12 лет 4 мес. | 581 | 533 |
Россия | 8,0% | 7,3% | 6 лет 10 мес. | 6 лет | 796 | 710 |
Китай | 3,4% | 2,3% | 9 лет 10 мес. | 9 лет | 826 | 695 |
Беларусь | 0,1% | 0,24% | 11 лет 2 мес. | 11 лет 4 мес. | 1 041 | 1 196 |
Узбекистан | 0,1% | 0,05% | 5 лет 6 мес. | 6 лет 9 мес. | 740 | 493 |
Иран | 0,03% | - | 17 лет 9 мес. | - | 131 | 0 |
ИТОГО | 100% | 100% | 12 лет | 10 лет 11 мес. | 903,2 | 860,1 |
Источник: CarMoney
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
© 2024 CarMoney. Все права соблюдены.